Стяг
"Выступи
полк... и подъяша стяг" (Ипатьевская летопись). Значение
стяга в древнерусских ратях огромно. Перед началом сражения
вокруг стяга в боевом порядке строилось войско; когда битва
распадалась на ряд отдельных рукопашных схваток, стяг служил
для воинов ориентиром, местом сбора, указателем хода боя.
Если враг "досекошася до стяга и стяг подсекоша",
это означало поражение, и за этим неизбежно следовало бегство
войска. Поэтому в междукняжеских войнах к овладению княжеским
стягом направлялись все усилия соперников; судьба стяга решала
судьбу битвы, и вокруг него разыгрывалась самая жестокая сеча.
На стяге первоначально вывешивалась эмблема князя; к концу
XIV века на стягах начинают помещать образ Иисуса. "...И
велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя,
на них образ господа нашего Иисуса Христа" (Никоновская
летопись о Куликовской битве). Примерно тогда же в употребление
входит термин "знамя". Оба названия - "стяг"
и "знамя" - до XVII века существуют параллельно;
в XVII веке слово "стяг" уже не встречается. В XVI
веке знамя было в каждом полку (большое знамя); у сотен, на
которые делились полки, были меньшие знамена.
Знамена жаловались царем Донскому и Запорожскому войску, выдавались
воеводам для похода и для службы, посылались в Астрахань князьям
черкасским. Знамена отличались друг от друга по достоинству,
символизируя степень важности их носителя.